anna23360@mail.ru
Задумывались ли вы о
том, что часто за повседневным заботами мы не замечаем, как меняются наши дети?
Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за
временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был
полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то,
с чем он уже вполне может справится самостоятельно. Но бывает и так, что мы
опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы
подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на
самом деле он еще совсем не готов к этому. Вот почему очень важно знать о
возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть
готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся
особенно очевидным в период возрастных кризисов. Несомненно, все дети разные, и
каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие
закономерности развития. Например, в 2–3 года ребенок еще не может надолго
сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать
все наоборот, в 6–7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т. д.
Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время
не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно
относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для
того или иного возрастного периода особенностях. В этом возрасте малыш еще не
может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большой
частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции
непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния
на другое. Активно развивается речь ребенка. В этом возрасте вашему ребенку
важно: много двигаться, потому
что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает
окружающее пространство;
освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами,
потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга
и речи; как можно шире
осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и
в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный
запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество
понимаемых; играть, поскольку
именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции:
восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает
окружающий мир, познает законы взаимодействия; продолжать выстраивать отношения со
взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на
них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от
взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения
почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для
ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе»; получать помощь взрослого в тот
момент, когда у него что — то не получается, поскольку ребенок в 2–3 года может
реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать
вещи; иметь достаточно времени
для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в
этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять
решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу. Что же делать
родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет? По отношению к малышу
кризисного возраста от взрослого требуется выдержка и спокойная требовательность
в выполнении правил повседневной жизни. Руки перед едой надо мыть. Шапку в
ветреную погоду надевать и не бегать перед сном босиком по полу с чистыми
ногами. Требования к поведению должны четко формулироваться, и в их исполнении
взрослый должен быть последовательным. Нельзя сегодня запрещать есть грязными
руками, а завтра не обратить на грязные руки ребенка внимание, ничего «не
заметить». Малышу можно читать как можно больше текстов, в которых обыгрывается
переворачивание привычных ситуаций. Классический пример — «Путаница» К.
Чуковского. Много подобных стишков в фольклорных подборках для малышей, в
переводах английских текстов для маленьких. Кроме чтения, при любом возможном
случае, опережая возникновение конфликтных ситуаций, нужно предлагать трехлетке
игру под названием «Делай все наоборот». «Давай сегодня делать все наоборот. Я
тебе буду говорить: «Антоша, а ну-ка не мой руки!» А, ты возьмешь и помоешь! Я
тебе скажу: «Антоша, мы не идем гулять!» А ты что должен делать?» и т. д.
Ребенку условия такой игры невероятно нравится. Они отвечают его внутреннему
состоянию. От взрослого же требуется изо всех сил хмурить брови и деланно
возмущаться: «Нет! Вы только посмотрите! Мы не идем гулять! А он уже оделся! У
нас все садятся за стол с грязными руками! А он зачем-то их помыл!»
Выдерживаемая взрослым игровая позиция вызывает у ребенка восторг. Постарайтесь
выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в
воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах
разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте,
что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и
находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей
независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас — действительно
ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть — можно. И если есть хоть
малейшая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у вас, так у
папы, у бабушек, у дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте
правильно поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что
«эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что
любое его желание — как приказ. И вдруг — что-то почему-то нельзя, что-то запрещено,
в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему — то ребенку
трудно понять. И он в отместку твердит вам «нет». Не обижайтесь за это на него.
Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя
самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного
превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех
лет становится ведущей деятельностью ребенка. Необходима перестройка отношений
с ребенком на основах большего равноправия, чем это было раньше. Если родители
в этот период начинают предоставлять ребенку больше свободы и
самостоятельности, то этим они поддерживают его новое представление о себе и
приучают к разумному различию тех областей жизни, в которых он действительно
может вести себя «как взрослый», и тех, в которых он пока еще остается
маленьким ребенком, нуждающимся в помощи и руководстве. Постепенно это приведет
к преодолению симптомов кризиса. Вам как его родителям важно: Понимать, что энергичный и активный
ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть
готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в
котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных
игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по
игре. Предоставьте ребенку
возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, шишками, камушками,
и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром
взрослого! Чаще разговаривайте с малышом, читайте
ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие.
Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку
ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с
полуслова. Предоставлять
возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут
сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части,
перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2–3 года в
процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его
взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
Относится к ребенку спокойно и
дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные
потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко
сформулировать и заявить.
Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша
возможности открытия нового и интересного.] Ваша родительская тревога не должна
замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом
возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
Понимать, что у маленького
ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только
настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно
не воспринимаются. Относится
спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения
трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая — то сложная
для него задача, вполне естественны. Самый простой способ борьбы с капризами —
переключение внимания. Просто смените тему. Например, не хочет чистить зубы и
мыться, спросите его: «Что ты делал сегодня в садике?» Вместо того чтобы грубо
настаивать на своем, сосредоточьте внимание малыша на приятных сторонах
предстоящего действия. Скажите, например: «Давайте попробуем на вкус новую
зубную пасту! Она такая сладкая!» (Паста может быть вовсе не новая и не
сладкая, но цель будет достигнута — малыш заинтересуется!) Внесите фантазию в
рутинный процесс. Например, можно сказать: «Давай полетим в ванну, как
дракончики!» — схватить малыша, покружиться с ним по дороге и с рычанием
опуститься в воду. Или, заметив, что ребенок вот-вот раскричится, повернитесь в
сторону, приложите палец к губам и скажите: «Ш — ш — ш! Серый волк идет! Давай
спрячемся от него!» Уверяем вас, что ребенок забудет о слезах и захочет
поиграть в прятки с волчишкой. Не бойтесь выглядеть смешным. Чем нелепее вы
себя ведете, тем лучше. Схватите какую-нибудь вещь и сделайте вид, что
разговариваете с ней. Или попрыгаете на одной ноге. Забудьте о серьезности,
превратитесь на мгновение в ребенка. Хорошее поведение ребенка обязательно закрепите
похвалой. Многие родители просто не умеют хвалить своих детей. Между тем
похвала для детей — это как вода и солнце для растений. Похвала должна быть
немедленной. Как только вы увидите что-то положительное, тут же хвалите за это
ребенка. Все свое внимание следует уделять хорошему, а не плохому поведению
вашего чада. Психологи советуют: «Игнорируйте поведение, которое вам не
нравится. Хвалите поведение, которое вам нравится». Если вы будете следовать
этому правилу, ваш «капризный монстр» очень скоро научится прислушиваться к
вам. Помните, что капризность лучше предотвратить и изначально не допускать
ошибок в воспитании ребёнка, нежели потом исправлять свои ошибки. На это
потребуется немало времени и терпения, а самое главное — любви и внимания, тогда
спустя некоторое время вы увидите, что ваш капризуля изменился в лучшую
сторону.